Нормальность в этом мире неуместна (с)
Очень долгое время если я что-то писала - стихами ли в юности, прозой ли потом - это был чистой воды Поток. Я ловила его словно откуда-то извне и спешила записать, и очень мало редактировала, и уж меньше всего думала о стиле, лице рассказчика и т.д.
А потом поток надолго пропал. Потом стал возвращаться, но понемногу... идеями, а не текстом. А я, в попытках его расшевелить, начала понемногу читать "теорию", так сказать. Ну там, советы начинающим писателям и все такое.
И наткнулась на одну вещь, которая меня одновременно вдохновила и смутила. Правило называется "показывать, а не рассказывать". И тут у меня завис... То есть, если речь идет о характеристике или описании - я понимаю, насколько это верно. Мало написать что городок был тихий, героиня смелая, а погода хорошая. Такие слова проскальзывают мимо сознания. А вот если показать несколько эпизодов, из которых читатель сам поймет, что и вправду - тихий, да, действительно смелая, и погода ему нравится - это совсем другое.
Но как только пытаешься применить тот же принцип к чувствам и эмоциям... мол, не говори, что чувствует персонаж, пусть это будет понятно из его действий и слов... вот тут я и торможу, потому что лично я очень даже люблю, чтобы мне красочно рассказали, что именно испытывает персонаж, его ощущения, эмоции, чувства и мысли, пожалуйста, в подробностях. Нет, ну в меру, конечно, не больше по объему, чем действий, но все же. Потому же нежно люблю фанфики и meta по фильмам и сериалам на тему "что они все думали и чувствовали вот в этом двухсекундном эпизоде". Я буквально ныряю в описываемые ощущения, я в них как рыба в воде и мне от этого хорошо. И потому идея что не надо всего этого произносить вслух, в смысле, описывать, что читатель не дурак и сам все поймет - она меня напрягает. Как же можно прятать от читателя самое интересное?
Так что да, во всем, что у меня пишется, ощущений, чувств и мыслей обычно много. Да, это увеличивает размер. И наверняка кому-то кажется лишним. Но тут я уже плюнула на все и решила, что собственные тексты должны и мне самой радость приносить, ведь верно же?
А вы как вообще относитесь к более-менее подробным описаниям переживаний-ощущений-мыслей? Предпочитаете выводить их сами из поведения персонажей или любите. чтобы вам их подробно показали?
А потом поток надолго пропал. Потом стал возвращаться, но понемногу... идеями, а не текстом. А я, в попытках его расшевелить, начала понемногу читать "теорию", так сказать. Ну там, советы начинающим писателям и все такое.
И наткнулась на одну вещь, которая меня одновременно вдохновила и смутила. Правило называется "показывать, а не рассказывать". И тут у меня завис... То есть, если речь идет о характеристике или описании - я понимаю, насколько это верно. Мало написать что городок был тихий, героиня смелая, а погода хорошая. Такие слова проскальзывают мимо сознания. А вот если показать несколько эпизодов, из которых читатель сам поймет, что и вправду - тихий, да, действительно смелая, и погода ему нравится - это совсем другое.
Но как только пытаешься применить тот же принцип к чувствам и эмоциям... мол, не говори, что чувствует персонаж, пусть это будет понятно из его действий и слов... вот тут я и торможу, потому что лично я очень даже люблю, чтобы мне красочно рассказали, что именно испытывает персонаж, его ощущения, эмоции, чувства и мысли, пожалуйста, в подробностях. Нет, ну в меру, конечно, не больше по объему, чем действий, но все же. Потому же нежно люблю фанфики и meta по фильмам и сериалам на тему "что они все думали и чувствовали вот в этом двухсекундном эпизоде". Я буквально ныряю в описываемые ощущения, я в них как рыба в воде и мне от этого хорошо. И потому идея что не надо всего этого произносить вслух, в смысле, описывать, что читатель не дурак и сам все поймет - она меня напрягает. Как же можно прятать от читателя самое интересное?

Так что да, во всем, что у меня пишется, ощущений, чувств и мыслей обычно много. Да, это увеличивает размер. И наверняка кому-то кажется лишним. Но тут я уже плюнула на все и решила, что собственные тексты должны и мне самой радость приносить, ведь верно же?

А вы как вообще относитесь к более-менее подробным описаниям переживаний-ощущений-мыслей? Предпочитаете выводить их сами из поведения персонажей или любите. чтобы вам их подробно показали?
Вопрос: Что вы предпочитаете?
1. Опишите мне эмоции и чувства — 6 (66.67%)
2. Я лучше сам по действиям догадаюсь, что они чувствуют — 3 (33.33%)
3. Другое — 0 (0%)
Всего: 9
31.03.2016 в 17:57
Хотя мне кажется, совет не для всякой литературы пригоден: иногда очень важно посмотреть на героя глазами автора дословно.
И в оправдание того, что немного оффтоп получился, по сабжу: одно удовольствие читать то, что автор дает про героя, которого любит)) И меты - это вообще великолепно. Из таких эмоций не хочется вылезать зачастую.
31.03.2016 в 18:15
И вовсе это не оффтоп, как раз в тему размышлений о том, чо лучше в лоб, а что - намеками и косвенно...
Из таких эмоций не хочется вылезать зачастую.
Вот! Вот тот же самый случай, и раз уж самой это так нравится - хочется же и на людей побольше эмоций вывалить
31.03.2016 в 23:54
01.04.2016 в 00:46
01.04.2016 в 02:19
01.04.2016 в 16:48
Солженицын, которого я таки добила сегодня, выкручивается оригинально - он в острые моменты, чтоб мы всё прочувствовали ставит сюжет на паузу и уходит на одну-две-три главы в прошлое, рассказывая предысторию персонажа и перенесённые им тяготы и невзгоды, так что к моменту, когда надо отжать паузу, ты уже чувствуешь всё, что этот персонаж, потому что с ним прожил уже всю жизнь и думаешь и переживаешь как он.
И да, авторы эти часто именно показывают эмоции и чувства героя - описывая их, как сторонний паблюдатель, но не расшифровывая, что именно почувствовал герой, когда нахмурился и изменил интонацию голоса. И да, этого достаточно.
Я не читаю особо фанфики, но может этим они и отличаются от печатаемой литературы - что там не театр эмоций одного или двух персонажей - там история, с началом, серединой и концом, и как бы не были важны персонажи - история превыше. В то время как фанфик, иногда не имеет начала или внятного конца, и история в нём не главное - главное вот именно этот момент, описываемый автором, когда весь мир сошёлся в одну точку, и каждую долю милисекунды во внутреннем мире героя что-то меняется, умирает, возрождается ит.д. и т.п. И здесь важно даже не создать новую историю, и не в том, чтобы это читали, а втом, что автор вживается в образ и сам выплёскивает что-то своё, выписывает, освобождает невысказанное, срезонировавшее, что-то своё собственное.
Хе, а я тут вспомнила одно странное но интересное упражнение. Развлекались пару лет назад так). читать дальше
01.04.2016 в 20:02
Кстати, та же фишка была в первых переводах книг по новой трилогии "Звездных войн". Восхитительно переводчики разгулялись, причем тот же прием использовали: реплика там, удачное сравнение тут. Открыла недавно новый перевод - не узнала текст. И героев.
ray_nort, а можно я с вами поспорю?) Одна моя хорошая подруга сейчас учится в "школе писателей", как-то так. Все тексты присылает мне на вычитку перед сдачей. И то, что было два месяца назад и сейчас - небо и земля. А ведь я, каюсь, не верила, что из этой затеи что-то выйдет. Все-таки воображение - это мышца, как мне кажется. И даже задания на технику ее наращивают.
01.04.2016 в 20:52
01.04.2016 в 21:01
Понятно, что техника не сделает из посредственного писателя гения. Но вот из человека с потенциалом к гениальности лауреата Нобелевки - еще как сделает%)
01.04.2016 в 22:41
01.04.2016 в 23:05
Автор перестает чувствовать и дышать собственным текстом, и подчиняет его каким-то искусственным критериям.
Вот под этим полностью подпишусь! Гораздо приятнее читать произведение, в котором автор любуется и миром, и героями, и тем, как удачно он спроецировал на них свои идеи.
Иными словами, получается, великих стоит слушать, но в меру
01.04.2016 в 23:24
Гораздо приятнее читать произведение, в котором автор любуется и миром, и героями, и тем, как удачно он спроецировал на них свои идеи.
Именно
01.04.2016 в 23:42
Пожалуйста, не откусывайте мне голову - правда интересна ваша точка зрения!
01.04.2016 в 23:42
Поправьте меня, но вроде у Толкина тоже по большей части описание сюжета. Большинство мыслей и эмоций мы можем прочесть только по лицам и голосам героев (Арагорн часто не выдаёт чувств и мыслей преднамеренно, что подчёркивается в тексте). О чувствах хоббитов разве что пишет подробнее, но больше чтоб показать влияние кольца. Кто-то погрустнел, кто-то повеселел, кто-то поёт или пляшет от счастья - но это мы видим как внешний наблюдатель, и значит видим не всё, и мысли героев почти не читаем (за исключением тех же хоббитов). То еть, он тоже всё это показывает, а не рсасказывает. М?
02.04.2016 в 00:09
он тоже всё это показывает, а не рсасказывает.
Даааа, мне тоже так кажется. Это вот как раз та же техника, о которой Ро пишет в посте и над которой я ломаю голову. С одной стороны, показать, а не рассказать -это намного ценнее и интереснее. С другой, мы тут выше говорили о манипуляции: если мне героя нужно раскрыть с определенной стороны, я его ставлю в определенную ситуацию и заставляю читателя увидеть то, что лично мне нужно. А так рассказала бы и пошла бы дальше))
02.04.2016 в 09:38
02.04.2016 в 13:23
02.04.2016 в 13:35
Ro, я начала запинаться еще на третьем томе и подозревала, что четвертый тоже вряд ли проскачу быстро, но чтоб настолько... Собственно, всю дорогу я спотыкаюсь об Киру и Ланса - давайте об этом поговорим?))
02.04.2016 в 15:21
И вообще там персонажи самовольничают, автора преследуют... и мне стало немедленно стыдно за все брошенные тексты
Про Олухов я могу поговорить с удовольствием. Кира мимо меня как-то прошла, оставшись сюжетным двигателем, а не персонажем, а вот "котик" наоборот попал в точку. Мне его определенно не хватало до сих пор
02.04.2016 в 16:10
02.04.2016 в 16:34
02.04.2016 в 16:47
Ну, иногда страдания героя просто ради того, чтобы автор мог почувствовать себя богом. Наверное))
02.04.2016 в 23:48
Ro, расскажи мне, как ты видишь этого перса, пожалуйста. Потому что я - никак. Даже не могу понять, почему эта сюжетная линия не могла разрешиться без его участия.
Харта, я читала Мартина (я его даже переводила!) - книги лучше. И большинство убиений там полностью оправдано либо сюжетом, либо характером персонажа.
Мне кажется, заставлять персонажа страдать - это какая-то не очень качественная манипуляция, хотя да, жалость к персонажу часто путают с симпатией к нему же. А вот красиво все развернуть, чтобы читателю казалось, что это он сам начал герою сипатизировать - это надо уметь.
03.04.2016 в 00:00
Для начала - интересно ведь убедиться, что "живые" киборги все очень разные, точно так же как и люди. Мне нравится, как команда сначала пытается о Лансе судить по своему опыту с Дэном, а потом постепенно понимает, что он - другая личность с другими тараканами.
Еще мне всегда было интересно посмотреть на начало или хотя бы середину процесса возникновения сознания у киборга. Потому что Дэн-то в книгах сразу появился вполне себе осознанным, развитым, ему оставалось только научиться с людьми взаимодействовать нормально. А Ланс - картинка того, как это выглядит в начале. Он еще на стадии, когда разница между мозгом и процессором только начинает осознаваться, он маленький еще, ребенок
А еще он нужен для завершения развития персонажа Дэна. Чтобы завершить арку, что ли. Ну, знаешь, сначала ты учишься чему-то, потом используешь, потом начинаешь учить этому других. Вот только когда Дэн начал учить другого, как быть человеком, он себя окончательно им почувствовал.
03.04.2016 в 08:43
04.04.2016 в 12:05
Может, кстати, и-за этого и получилось: после "Котика" некоторые моменты текста казались избыточными, как ни абстрагируйся.
А еще он нужен для завершения развития персонажа Дэна. Чтобы завершить арку, что ли. Ну, знаешь, сначала ты учишься чему-то, потом используешь, потом начинаешь учить этому других. Вот только когда Дэн начал учить другого, как быть человеком, он себя окончательно им почувствовал.
Хм. Об этом я не думала, спасибо. Хотя мой любимый персонаж - Станислав - и я с большим удовольствием покурила бы еще про него, а тут опять недодали))
В целом, не могу отделаться от ощущения, что конкретно арка с киборгами закрывалась бы вполне и одним Дэном, Ланс все-таки получился довольно безликим. Интересно было его отношение к команде, но я периодически тормозила себя мыслью "а отношение ли это?"
Харта, ^_^ Вот уж не за что, кровь-кишки там в количестве... но я не смотрела сериал, не знаю, где больше))
04.04.2016 в 15:30
Может. Я вот "Котика" просто не стала читать. Меня с фика попроще вынесло тогда, "Котика" я просто не рискнула, я нынче существо по поводу ангста осторожное.
Мне как раз про отношение Ланса к команде понравилось читать. Оно там такое... осторожно возникающее.
Я тут на досуге задумалась о списке своих "крючков". Тем и героев, которые меня гарантированно цепляют. И поняла, что Ланс попадает в еще одну такую нишу. С какой-то стороны он - ребенок из... как это по-русски, блин.. abusive family? С полным набором реакций, симптомов и прочего, отягощенным наличием процессора, которого он половину жизни слушался. Так что мне сосредоточение сюжета на нем, понятное дело, понравилось.
Но да, боюсь, это таки вышло немного в ущерб остальным персонажам.
Но остается еще следующая ФБ