Завтрак получился совсем не таким веселым и долгим, как накануне. Хотя они все равно поймали Андраскела и усадили его есть вместе со всеми. Фералана шепотом поведала девушкам, что это происходит каждый день. Что каждый день дворецкий возражает, что это не прилично и неправильно, и каждый раз уступает прямому приказанию Гейна. Андраскел косился на нее с подчеркнутым недовольством, но Тае все же показалось, что где-то в уголках его глаз прячется довольная улыбка.
Но дворецкий быстро расправился с едой и ушел заниматься своими делами. Какими именно, Тая не знала. Сложно было представить этого статного и серьезного мужчину вытирающим пыль или, скажем, перестилающим постели. Да и некогда было представлять – их с Гейном ждала библиотека.
Библиотека! Стоило выйти на улицу, эта мысль полностью завладела сознанием Таи, прогнав прочь все сомнения и тревоги. Еще немного – и она окажется в самом сердце Университета, в библиотеке. В хранилище знаний, самой большой коллекции письменных свидетельств обо всем на свете. «Две башни книг!», – восторженно пищал у нее в голове голос, удивительно похожий на малолетнюю Таю. Гейн поглядывал на нее искоса и даже не пытался прятать ухмылку. Тае было все равно. Она спешила вперед, к книгам, даже забыв на мгновение, что именно собирается среди них искать.
Левая башня библиотеки уже нависала над ними, когда кто-то окликнул Гейна. Сказитель обернулся и тут же расплылся в улыбке.
- Карил! Что ты тут делаешь?
- Собрался готовиться к лекциям, вообще-то, но увидел тебя и решил, что это скучное дело подождет. У тебя новая студентка?
- О! Нет, не студентка, но вам определено нужно познакомится. Тая, это Карил, тот самый эксперт в области духов, о котором я вам говорил. Карил, это Тая, моя подруга. Она великолепный целитель, а еще она видящая.
- Видящая! – оживился Карил и немедленно склонился к протянутой руке Таи. Девушка вспыхнула. – Нечасто встретишь нового человека с таким умением! И такую симпатичную.
читать дальше- Карил, немедленно прекрати флиртовать. Тая, не обращай внимания, это он от смущения, на самом деле я клянусь, он спокойный, сдержанный и серьезный.
- Кажется, ты только что назвал меня занудой.
- Ты и есть зануда. Зануда и затворник.
- В таком случае ты легкомысленный бродяга и оболтус.
Тая рассмеялась, осознав, что перед ней два профессора университета, которые ведут себя, словно двое мальчишек, выделывающихся перед девочкой. Надо было признать, что Карил походил на профессора еще меньше, чем Гейн. Высокий и гибкий, с взъерошенными черными волосами и темными, почти черными глазами, он двигался с мальчишеской быстротой и резкостью. Да и выглядел он моложе Гейна. Но ведь сказитель, помнится, назвал его настоящим профессором, в отличие от него самого?
Гейн, между тем, ухватил приятеля за рукав.
- Слушай, это хорошо, что ты нам попался. Нам, на самом деле, нужна твоя консультация.
- Консультация? По какому поводу?
- По твоей прямой специальности. Идем, я тебе все по пути расскажу, нам нужно сначала в раздел астрономии.
Тая не думала, что им хватит времени объяснить Карилу все, что они узнали и до чего додумались накануне. Но Гейн не зря был сказителем, он сумел все их приключения и сомнения уложить в короткую и внятную историю, которая отлично звучала бы где-нибудь у вечернего костра. Оставалось только надеяться, что конец у нее будет такой же счастливый, как у большинства сказок Гейна.
Карил слушал внимательно, иногда задавал вопросы – короткие и четкие. Его лицо изменилось, стало серьезным и сосредоточенным. Теперь Тае легко было поверить в то, что кто-то считает его занудой.
- Ты прав, – сказал он наконец, – все это звучит очень серьезно. Давай узнаем о затмении, а потом зайдем в секцию литературы о духах, мне нужно кое-что уточнить.
Они как раз поднялись на третий этаж башни. Если это можно было назвать этажом – потолки здесь были в четыре человеческих роста. Вдоль стен тянулись ряды книг, к верхним полкам поднимались лесенки, а середину башни занимала стойка с библиотекарями и столы для читателей. Возле стойки они и поймали женщину в темно-зеленой накидке работника библиотеки. Узнав, что им нужно, она улыбнулась:
- Вам совсем не обязательно было идти за этим в библиотеку. На факультете астрономии вам бы каждый сказал. Потому что весь факультет только и говорит о надвигающемся затмении. Еще бы, такая возможность для исследований появляется не каждый год. Полное солнечное затмение произойдет уже послезавтра, между третьей и четвертой стражей. Декан предлагал Магистрату оповестить об этом жителей, чтобы не началось паники. Но Магистры решили, что само объявление может эту самую панику и вызвать, так что...
- Послезавтра! – Тая закусила губу. – Как мы можем успеть хоть что-нибудь сделать?
- Действуя методично и по плану, – ответил ей Карил. – Но сначала нужно этот план составить. Идем, нам надо посмотреть пару старых манускриптов.
- И историю дома с масками! – спохватилась Тая.
- Историю дома? Зачем?
- Мне кажется, здесь нам лучше положиться на интуицию Таи, – проговорил Гейн. – Ее эта история притягивала с самого начала, что-то мне говорит, что ей и распутывать ее.
Карил только кивнул и повел всех в раздел духов, который находился еще на два этажа выше.
Когда Тая увидела полки, заваленные книгами, свитками, рисунками и описаниями, у нее перехватило дыхания. Всю ее жизнь духи были для нее чем-то из сказок и маминых историй. Она не сомневалась в их существовании, но оно всегда было покрыто тайной, сквозь которую проглядывали лишь отдельные детали, намеки, слухи. Она считала, что знает немало таких деталей. Но здесь... Здесь, наверное, было записано про духов все! Тая вдруг почувствовала себя удивительно маленькой и глупой. Она втянула голову в плечи. Высокие полки вдруг нависли угрожающе, словно с усмешкой вопрошая, что такая как она делает здесь, среди настоящих ученых.
На ее локоть вдруг легла прохладная ладонь. Голос Карила произнес:
- Здесь собраны все, что нам известно о взаимодействиях с духами. И это выглядит очень впечатляюще. Когда я пришел сюда совсем молодым и испуганным после первой моей встречи с духом, мне казалось, что здесь есть ответы на все вопросы. Но поверьте, большинство этих свитков и книг – лишь свидетельства таких же растерянных людей, как мы с вами, которые делятся разрозненными фактами и слухами. Да, были предприняты несколько попыток все это систематизировать – с переменным успехом. Но в основном мир духов до сих пор остается для нас загадкой.
Тая бросила на него быстрый взгляд – черные глаза смотрели на нее с пониманием. Неужели по ней так заметно было, о чем она думает? По щекам пополз румянец стыда, и Тая поторопилась сменить тему.
- Тогда как узнать, собирал ли кто-то все сведения о Духе Синей Бездны в одном месте?
- Следуйте за мной, – улыбнулся Карил.
- Вот и отлично, – подхватил Гейн. – Оставляю специалистов заниматься своей специальностью, а сам загляну в раздел истории Лораны. Встретимся через час у западного входа?
- Лучше через два часа, – кивнул Карил, и они разошлись в разные стороны. Тая растерянно оглянулась на Гейна, но тут лишь подмигнул ей и скрылся на лестнице, так что девушке ничего не оставалось, как побежать за Карилом, уже добравшимся до стойки библиотекаря.
Когда они, как и договорились, встретились через два часа у западного выхода из башни, Тая чувствовала себя с одной стороны переполненной – впечатлениями, эмоциями и новыми знаниями. Но с другой... Разочарованной. Потому что все эти знания не несли в себе ответа, как остановить надвигающуюся угрозу. О, они нашли несколько различных вариантов обращения к Духу Бездны, которые теперь лежали в сумке Таи, переписанные ее рукой из старых книг. Они узнали, что этот дух считался одним из главных, из тех, кому в древние времена посвящали храмы. Что они строились, разумеется, на берегу океана. Что их служители, по слухам, умели призывать дух и общаться с ним, но их секреты давно утеряны. Что они умели успокаивать шторма и поднимать волны, но эти умения тоже давно забыты. И еще одна фраза попалась им на обрывке пергамента и почему-то засела в памяти Таи. «... Ибо нет ничего, что может разозлить духа стихии больше, чем попытка его покорить и подчинить». Казалось бы, ничего особенного, все знают, что духа горды и свободны, но... Но Тая не могла перестать думать об этой фразе.
По крайней мере до того момента, как Гейн огорошил ее своим собственным открытием.
- Ты была права, нам совершенно точно нужно было узнать историю дома с масками! – оживленно накинулся он на Таю, как только увидел их с Карилом. – Я добрался до самых древних записей, тех времен, когда Лорана была гораздо меньше и нижние кварталы были еще покрыты водой.
- Водой?
- О, да, ты не знала? Когда-то море стояло здесь гораздо выше, но потом отступило. Берег проходил тогда как раз возле площади Трех масок. И тот самый дом построен на остатках старинного храма. Его стены – это бывшие стены храма. Оттуда и маски, и заложенные двери.
- Это место было посвящено духам Солнца, Луны и Синей Бездны!
- Именно. Но главным образом – духу Бездны. Служили в этом храме те, кто был отмечен духом. Внизу под храмом была полузатопленная пещера, выходящая в море. Умерших служителей хоронили в этой пещере, чтобы они принадлежали одновременно земле и морю. Ты понимаешь? Это значит, что та девочка...
- Она и вправду призрак! Призрак служительницы, похороненной под храмом.
- И появился призрак, скорее всего, потому что кто-то потревожил могилы.
- Но подожди, она ведь совсем ребенок! Как могла она служить в храме и даже успеть умереть.
- Если она и впрямь была отмечена духом... – вмешался Карил. – Известно немало случаев, когда призраки отмеченных духами принимают видимый облик, которым обладали в момент встречи с духом. Если Дух Бездны отметил ее еще в детстве... Скажем, если она чуть не утонула, но была чудом возвращена на берег... Ее потревоженный дух будет соответствовать возрасту, когда с ней это случилось.
- Хорошо, но что могло потревожить ее?
- Если кто-то, как мы подумали, пытается призвать Духа Бездны, логично предположить,что они тоже узнали о старом храме и пытаются сделать это там. И что бы они ни творили, это могло потревожить старые могилы.
- Я помню, – пробормотала Тая. – Вся ярмарка была полна слухов о том, что в одном из домов вокруг площади появился новый хозяин. Некоторые говорили, что он скупил вообще все дома. И потребовал закрыть ярмарку.
- Вот бы узнать, кто это был...
- Хм... В Магистрате должна быть такая информация, – протянул Гейн. – Но согласятся ли они ее нам сообщить...
- Мы можем попытаться, – кивнул Карил.
Гейн усмехнулся:
- О? Ты присоединяешься к нам?
- Я не могу просто сидеть и ждать, пока вы решите все загадки без меня, – возразил Карил и повернул в сторону Магистрата. Гейн перевел взгляд с приятеля на Таю и подозрительно заухмылялся. Тае пришлось толкнуть его в бок локтем, но сказочник все равно продолжал улыбаться всю дорогу.
Магистрат располагался в неожиданно красивом здании. Тая замерла в восхищении. Гейн недоуменно оглянулся, потом спохватился и тоже остановился.
- Ах да, ты же еще ни разу не видела наш Магистрат! Ты права, это и впрямь произведение искусства.
Здание было выстроено из серовато-розового камня и, казалось, все стремилось ввысь, при этом умудряясь прочно стоять на земле. Высокие стрельчатые окна отражали солнечный свет на мостовую, над центральным входом красовалась башенка, увенчанная шпилем. На самом ее верху виднелись огромные часы. Стрелки их как раз приближались к отметке четвертой стражи.
- Подожди минутку, не спеши, – прошептал Гейн. –Это ты точно должна увидеть.
И Тая увидела. Когда стрелка коснулась отметки, с четырех сторон от циферблата распахнулись створки, открывая взглядам витражи, подсвеченные откуда-то изнутри. А самое неожиданное – витражные картинки двигались. Скользил с волны на волну маленький парусник, наливались спелостью и снова бледнели плоды на дереве, молот поднимался и падал на охваченную огнем наковальню, фигура в остроконечном колпаке перелистывала огромную книгу. Одновременно над площадью поплыл удивительно мелодичный звон. Он складывался в мелодию, зовущую умчаться далеко-далеко. Тая почувствовала, что помимо воли покачивается в такт музыке и заметила, что рядом несколько пар не удержались и уже кружатся в танце.
Наконец, музыка затихла, створки окон закрылись, и охватившие площадь чары понемногу рассеялись. Гейн и Карил подхватили Таю под руку и повели внутрь магистрата. Девушка послушно шагала за ними, словно оглушенная. У нее в ушах все еще пели отголоски волшебного вальса старинных часов.