Насколько Гунар понял, он как раз прибыл в крепость к началу обеденного перерыва у археологов. Учитывая, что это были не настоящие раскопки, и к тому же они находились практически в городе, тут не было костра, зато наличествовали упаковки быстрой еды и электрический чайник. На вопросительный взгляд Гунара ему указали на стоящий чуть ниже по дороге фургон с гордой надписью на боку «Институт Местной истории».
Под чай с печеньем Гунар познакомился с теми из присутствующих, кого он еще не знал. Тут были несколько студентов-старшекурсников под присмотром пары аспирантов, а так же четверо рабочих. Как с усмешкой пояснила Дайна:
- Вообще-то нам выделили только водителя и одного техника, остальные здесь добровольцы. Сергей — брат Коли Ланского. Не знаю уж, чем брат его подкупил, чтобы он нам помог.
- Пивом, - безо всякого стеснения пояснил темноволосый небритый Сергей. - А я и не отказался.
- Отто вообще охранник там внизу.
- На парковке. - Отто махнул рукой на дорогу. - Только смена закончилась, а тут такая суета. Ну я это… заглянул просто разузнать получше, что творится, ну и остался. Интересно же!
Гунар понимающе кивнул. Перевел взгляд на последнего рабочего. На вид он казался старше остальных, в его светло-русых волосах местами пробивалась седина. Светло-зеленые глаза весело сверкали из-под густых бровей.
- А я просто историк-любитель, - усмехнулся он. - Всегда интересовался историей крепости. Разве мог я усидеть дома, узнав, что здесь нашли что-то новое. Первым же делом бросился сюда и настолько замучил уважаемую Дайну любительскими вопросами, что она решила отделаться от меня, вручив лопату. Наивная! Теперь у меня есть легитимный повод остаться здесь надолго. Я Казимир.
Он протянул руку Гунару, тот не задумываясь ее пожал. Эти страсть и любопытство он понимал и разделял.
читать дальше- Казимир и сам, как выяснилось, немало знает, - добавила Дайна. - Не вздумай поверить в эту его показную скромность. Сдается мне, если бы он взялся, запросто мог бы написать диссертацию по этой крепости.
- Но я не возьмусь! - со смехом ответил тот. - Оставлю это вам, умникам. С меня хватит и того, что я все это знаю, признания я не ищу.
- Как и было сказано — показная скромность, - подмигнула доцент.
Разговор продолжился со смешками и шуточками. Гунар молча прихлебывал чай, наслаждаясь знакомой атмосферой раскопа. Хотя…
- П-послушайте, а к чему лопаты? Вы собираетесь разобрать завал?
- Нет, лопаты здесь исключительно фигуральные. Копать тут нечего, заново открытая территория чистая, и даже собирать практически нечего. Так что рабочие в основном нужны, чтобы что-то передвинуть из аппаратуры. У начальства родилась замечательная идея провести съемку для создания реалистичной 3D-модели.
- Зачем?
- Давно уже была идея сделать модель всей крепости в нынешнем ее виде и попытаться воссоздать ее изначальный облик. Совместный проект с инженерным факультетом. Насколько я понимаю, что-то они уже сделали. И теперь придумали добавить туда этот кусочек хода и использовать модель для расчетов. Чтобы понять, куда он мог вести и где искать другие входы.
- Звучит интересно! - Гунар тут же подумал, что если задействован инженерный факультет, значит, надо расспросить Алекса. Почему он до сих пор об этой затее ничего не слышал?
- Но разве не проще просто прокопать этот завал? Он не может быть таким уж длинным, - спросил Отто.
- Лопаты тут не помогут, - тут же возразил кто-то из студентов. - Камни немаленькие.
- Значит, технику… - предложил его приятель.
- И как ты технику подгонишь? Тут с одной стороны обрыв, с другой узкий двор.
- Какая техника, двоечники! - смешался Иво, один из знакомых Гунара. - А если там среди камней что-то интересное? Повредите же. Нет, только ручками.
- Это сколько же его разбирать руками… - разочарованно протянул первый студент.
- Разбирать завал пока никто не планирует, - прервала спор Дайна. - Без предварительных прикидок, разведки, расчетов это не оправдано. Мы даже не знаем, какой он длины. Коридор может быть завален полностью. Попытка разобрать завал может привести к дальнейшему обрушению стены. Нет, даже и не думайте об этом. Перед нами не стоит такой задачи. Мы прибыли лишь для того, чтобы осмотреть, описать и отснять свободную часть коридора и все, что с ней связано.
- Значит, тайна останется тайной? - подытожил Казимир. - Страшилкой, рассказываемой ночью детям?
Дайна развела руками. Гунар ее понимал, все, что она сказала, было совершенно логично и правильно. Но он не мог и не разделять разочарования, отразившегося на лице пожилого историка-энтузиаста.
- Но ведь это в любом случае только сказка, верно? - неуверенно спросил кто-то из студентов. - Ну все же знают, что никакой Лайне не было.
- Все знают, что доказательств ее существования не нашли, и только, - возразил Гунар.
- Отсутствие доказательств не есть доказательство отсутствия, - подмигнул студентам Казимир.
- Но хроники…
- Зато тайный ход доказывает, что как минимум одна часть этой истории правдива.
- Более того, возможно, перед нами ответ на главную загадку этой истории. - Казимир насладился всеобщим вниманием и только потом пояснил: - Что случилось с детьми, почему они не выбрались из потайного хода? Даже если никто их не позвал, они должны были выбраться, когда проголодались. Но если обвал запер их, отрезал от выхода… Или если они погибли под самим обвалом… Это все объясняет, так ведь?
Его глаза триумфально сверкнули. По спине Гунара пробежал холодок. Это действительно была убедительная теория. И право же, она была ничуть не мрачнее идеи о медленно умирающих от голода детях, ждущих, когда их позовет мать. Но все равно ему очень не хотелось верить в нее. Он тряхнул головой, отгоняя несвоевременные фантазии.
Доцент Леви определенно не одобряла околонаучных спекуляций. Она быстро прервала рискующий завязаться снова спор напоминанием о том, что у них впереди еще половина рабочего дня, и теперь, когда они осмотрели все, что можно, пора приступать к съемке.
- Студенты, на вас упаковка всех находок. Казимир, Отто и Сергей, вас я попрошу взять на себя передвижение аппаратуры. 3D-сканер довольно тяжелый. Только ради Жемины, осторожней, если с ним что-то случится, нам всем за десять лет не расплатиться. А мне еще и не отписаться.
- Я т-тоже могу помочь, - предложил Гунар.
- В этом нет необходимости. Впрочем… ты же все равно не уйдешь, поэтому будешь на подхвате. Теперь вопрос — где схемы, которые мне дали в деканате?
- А они разве не на телефон их прислали? - удивился Иво.
- Наш деканат? Им это и в голову не пришло. Увы, все это исключительно в бумажном виде. Очевидно, для истории. Так где же я могла их оставить?
- Кажется, я видел что-то такое в фургоне, - подал голос один из студентов.
- Точно! - оживилась Дайна. Посмотрела на машину, стоящую метрах в двухста от стены. - Придется сходить.
- Да зачем, давайте я смотаюсь, - предложил все тот же студент.
- И в самом деле. Давай, одно крыло здесь, другое там.
Парень подбросил что-то на ладони — предмет блеснул тусклым серебром — и сделал быстрый жест. В тот же момент из спины его выплеснулись два серых крыла, а тело оделось перьями. Серый северный гусь сорвался с места и полетел к машине, и только тогда Гунар сообразил, что он видел. Парень надел крылья, замаскированные под кольцо. Он проводил птицу взглядом, пронаблюдал как студент сменил форму, покопался в машине, сунул листы бумаги за пазуху и снова надел крылья. Еще несколько секунд — и он уже протягивает схемы своему руководителю.
- Быстро ты, я бы так не успел!
Парень довольно усмехнулся.
- Потому что мне не надо скакать по камням, я лечу прямо.
- Именно поэтому существуют многочисленные исторические свидетельства того, что птицелюды использовались в качестве гонцов для доставки сообщений, - лекторским тоном напомнила Дайна, вертя в руках схемы.
- Хотя биологи до сих пор не смогли объяснить, почему спрятанное под одежду или в карман сообщение остается с носителем во время превращения, но сумка одеждой не считается и в превращении не участвует. - Гунара всегда интересовал этот вопрос.
- И слава богам, иначе на нас свалили бы и доставку грузов, - отмахнулся студент и двинулся к своим друзьям. Гунар проводил его взглядом и вдруг вспомнил, что забыл задать Валдису один вопрос. С другой стороны, доцент наверняка тоже знает ответ.
- Дайна, - позвал он. - А ты не знаешь… в музеях хранятся в качестве экспонатов крылья такого рода?
Доцент поняла вопрос сразу и ничуть не удивилась.
- В небольшом количестве. Раньше было больше, потом, когда стали поднимать вопрос об этичности выставления в музеях останков разных видов, заговорили и об этом. Большинство нынешних экспонатов подобного рода оставлены музеям по завещаниям. Некоторые не против после смерти послужить делу науки и просвещения.
Гунар кивнул.
- Значит, и в нашем музее?
- Да, есть два экземпляра. Раньше было больше, но пару десятков лет назад еще два экспоната были похищены.
- Похищены?!
- Кому могут понадобиться крылья умершего? - нахмурился Отто, и Гунар только сейчас вспомнил, что трое рабочих все еще стоят рядом.
- Может быть, родственникам тех, кому они принадлежали? - предположил он.
- Или любителям истории, - хохотнул Сергей, толкая в бок Казимира.
- Может быть, - усмехнулся тот. - А может, похититель верит в старые легенды птицелюдов о том, что поврежденные крылья можно вылечить с помощью чужих.
- Я не слышала о подобных легендах. Впрочем, этнография не моя область, - пожала плечами Дайна. - И в любом случае это все безосновательные спекуляции. Предлагаю заняться более полезным делом.
И, разумеется, когда доцент предлагала что-то своим уверенным голосом, никому не приходило в голову возражать.
Несколько следующих часов Казимир, Отто, Сергей и Гунар по очереди перетаскивали с места на места действительно тяжелый 3D-сканер, потом отходили в сторонку, давая возможность технику нажимать множество кнопок и следить за бегущими по подключенному монитору строками, и стараясь при этом не запутаться в проводах и успеть закончить съемку до того, как разрядится аккумулятор. Работа была нелегкой, и, несмотря на холодную погоду, то один, то другой отбегали к складному столику освежиться парой глотков воды. Во время одной из таких передышек Гунар и увидел бегущего к ним вдоль стены студента.
- Там! Там! - кричал парень, и лицо его выглядело в опускающихся ранних сумерках белым пятном. - Там!
«Неужели снова привидение?», мелькнула у Гунара мысль, и он, не раздумывая, побежал туда, куда указывал парень.
Привидения он не увидел, увидел лишь группу студентов, столпившихся у внешней части стены чуть в стороне от места обвала. Кто-то показывал пальцем вниз на склон, кто-то пытался оттащить друзей подальше. Гунар подбежал ближе и остановился, словно наткнулся на каменную стену, которая мгновенно вышибла из него дух. В ушах зазвенело.
На камнях склона, среди пучков сухой травы, лежало, неестественно вывернув лапы, тело собаки. Широко раскрытые глаза были выпучены, а на застывшей в оскале морде висели клочья пены.
- Бешеная, - шепнул кто-то за его спиной, и Гунар понял, что не дышит. Что не может дышать.